четверг, 27 ноября 2014 г.

Сообщение по теме: Личность, ее социализация и воспитание.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности  в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит  в  свою  систему  поведения  те нормы и шаблоны поведения, которые  приняты  в  обществе  или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения  человека   определяются  теми нормами, которые приняты  в  обществе. 

  •     Выделяют   следующие  стадии  социализации:

    1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового  периода  ребенок  усваивает  социальный  опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

    2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом  возрасте  стадия  индивидуализации, самоопределения  «Мир и Я» характеризуется  как  промежуточная  социализация, так  как  все еще неустойчиво  в  мировоззрении  и  характере  подростка.

    Юношеский возраст (18 — 25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые  свойства личности.

    3. Стадия интеграции (появляется  желание  найти  свое  место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны  следующие  исходы:

сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий  (взаимоотношений)  с  людьми  и  обществом;

изменение  себя, стремление «стать  как  все» — конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

    4. Трудовая стадия  социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период  его  трудовой  деятельности, когда  человек  не только  усваивает  социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного  воздействия  на  среду  через  свою  деятельность.

    5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как  возраст, вносящий  существенный  вклад  в воспроизводство социального  опыта, в  процесс  передачи  его  новым  поколениям.

    Социализация — процесс  формирования  личности.


  • Процесс  социализации, который  включает  освоение:
  1. культуры  человеческих  отношений  и  общественного  опыта;
  2. социальных  норм;
  3. социальных  ролей;
  4. видов  деятельности;
  5. форм  общения.

  •     Механизмы  социализации:
  1. идентификация;
  2. подражание — воспроизведение  опыта  других, их движений, манер, поступков, речи;
  3. полоролевая  типизация – приобретение  поведения, характерного  для людей  своего  пола;
  4. социальная  фацилитация — усиление энергии  человека, облегчение  его  деятельности  в  присутствии  других  людей;
  5. социальная  ингибиция — затормаживание  поведения  и  деятельности  под  влиянием  других  людей;
  6. социальное  влияние- поведение  одного  человека  становится  подобным  поведению  другого  человека. Формы  социального  влияния: внушаемость — непроизвольная податливость человека влиянию, конформизм — сознательная  уступчивость  человека  мнению  группы (развивается  под  влиянием  социального  давления).

Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: 

▪ младенчество (от рождения до 1 года), 

▪ раннее детство (1-3 года), 

▪ дошкольное детство (3-6 лет), 

▪ младший школьный возраст (6-10 лет), 

▪ младший подростковый (10-12 лет), 

▪ старший подростковый (12-14 лет), 

▪ ранний юношеский (15-17 лет), 

▪ юношеский (18-23 года), 

▪ молодость (23-30 лет), 

▪ раннюю зрелость (30-40 лет), 

▪ позднюю зрелость (40-55 лет), 

▪ пожилой возраст (55-65 лет), 

▪ старость (65-70 лет), 



  • Воспитание

 Воспитание — это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияний социальных факторов на человека,, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка — среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить ни исключить.

Другой вопрос, что влияние воспитания на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и раз-питие личности. Со временем, по мере взросления ребенка, его доля уменьшается, зато возрастает степень самостоятельности ребенка в выборе и предпочтении тех или иных социальных ценностей и ориентиров, его собственного влияния на свое развитие.

В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), т.е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.

Подробнее ознакомиться с этой темой можно с помощью презентации


Комментариев нет:

Отправить комментарий